Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье изучаются особенности нравственной активности на этапе обучения в вузе. Нравственная активность рассматривается как система, представленная на уровне субъекта и на уровне личности. Представлен обзор основных идей исследователей, изучающих обучение в вузе как этап профессионального развития, в течение которого происходят существенные изменения свойств личности. Обоснована актуальность изучения различий нравственной активности студентов разных курсов. Цель статьи – выявить и изучить особенности нравственной активности студентов, обучающихся на разных курсах.
Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам изучения нравственной активности и профессионального развития; а также диагностические методики, включающие тестирование и методы статистической обработки данных.
Результаты. По результатам исследования были найдены различия в нравственной активности у студентов разных курсов, как на уровне субъекта, так и на уровне личности.
Обсуждение. Найденные различия связаны с характеристиками того курса, на котором обучаются студенты. Студенты первого и четвертого курсов находятся в ситуации либо уже произошедшей, либо скорой смены социального статуса, что сказывается на показателях смысловой сферы, а также на эмоциональном и когнитивном уровнях контроля поведения. Студенты второго и третьего курсов находятся в середине учебного процесса, не подвержены скорым изменениям статуса и выполняемой деятельности, что отражается в значимых ценностях, осмысленности и управляемости жизнью, а также большем уровне когнитивного контроля поведения. Кроме этого, происходят изменения в активных способах преодоления ситуаций, вызывающих негативные эмоции, отражающих показатели эмоционального контроля.
Заключение. Результаты исследования вносят вклад в изучение нравственной активности студентов вуза и могут быть использованы для помощи в адаптации студентов первого курса к учебному процессу, а также для психологической поддержки студентов-выпускников в вопросах будущей профессиональной адаптации.
нравственная активность, профессиональное развитие, высшее образование, контроль поведения, ценностно-смысловая сфера, субъект, личность
- найдены различия в нравственной активности у студентов, обучающихся на разных курсах на уровне субъекта и на уровне личности;
- выявленные различия в нравственной активности демонстрируют особенности ценностно-смысловой сферы и компонентов контроля поведения, связанные с курсом обучения;
- названы некоторые аспекты практического применения результатов исследования, связанные с адаптацией к учебному процессу вуза и с будущей профессиональной адаптацией студентов.
Красник, В. С. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА РАЗНЫХ КУРСАХ [Текст] / В. С. Красник, А. О. Ряжкин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 238-256. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.65.99.017.
- Антилогова Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. 2003.
№2. С. 13-17. - Боровский М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи // Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма. М., 1974. 146 с.
- Зайцева И. А. Нравственная активность личности, сущность ее и компоненты // Личность-слово-социум: Материалы VIII Междунар. науч. практ. конф. Минск, 2008.
Ч. 1. С. 17-21. - Зотов Н. Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. М., 1984. 64 с.
- Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4. С. 23 – 25.
- Акопова М. А., Баранова Т. А. Формирование личности современного студента как важнейшая задача российского образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия "Гуманитарные и общественные науки". 2013. №2(172). С. 95-111.
- Красник В. С., Ряжкин А. О. Различия в нравственной активности студентов-юристов и студентов-психологов // Психология и право. 2019. № 1. С. 1–21. doi:10.17759/psylaw.2019090101 (WoS)
- Ряжкин А. О. Нравственная активность личности как система // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. №3. С. 406–419.
DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-406-419 - Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция : монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. 352 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2003. 336 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. 512 с.
- Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2002. 400 с.
- Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464 с. - Газалиев А. М., Егоров В. В., Огольцова Е. Г. Психологические особенности студента и активация его познавательной деятельности // Alma mater. Вестн. высш. шк. 2011. № 8. С. 19-23.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева и др.; Ред. Г. С. Никифоров. СПб: Изд-во СПбГУ. 2001.152 c.
- Леонтьев Д. А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл. 2000.18 c.
- Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. №5. С. 134-136.
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь. 2004. 70 с.
- Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями : пособие для врачей и медицинских психологов / Л. И. Вассерман, А. Я. Вукс, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева, Е. А. Трифонова,
О. Ю. Щелкова, М. Ю. Новожилова; Под ред. Л. И. Вассермана. Санкт-Петербург, НИПНИ им. Бехетерева. 2009. 37 с. - Малка А. А., Чуева Я. Ю. Проблемы трудоустройства молодых специалистов [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум 2012: материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции. 2012. URL: https://www.rae.ru/ forum2012/21/1478. (дата обращения 28.05.2019).
- Попова Т. И. Психологические проблем адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. №2. С. 53-57.