Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.65.99.017
УДК: 378
ББК: 88.42
В. С. Красник ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. О. Ряжкин ORCID
Преподаватель кафедры психологии, аспирант кафедры психологии, Челябинский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА РАЗНЫХ КУРСАХ
Аннотация

Введение. В статье изучаются особенности нравственной активности на этапе обучения в вузе. Нравственная активность рассматривается как система, представленная на уровне субъекта и на уровне личности. Представлен обзор основных идей исследователей, изучающих обучение в вузе как этап профессионального развития, в течение которого происходят существенные изменения свойств личности. Обоснована актуальность изучения различий нравственной активности студентов разных курсов. Цель статьи – выявить и изучить особенности нравственной активности студентов, обучающихся на разных курсах.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам изучения нравственной активности и профессионального развития; а также диагностические методики, включающие тестирование и методы статистической обработки данных.

Результаты. По результатам исследования были найдены различия в нравственной активности у студентов разных курсов, как на уровне субъекта, так и на уровне личности.

Обсуждение. Найденные различия связаны с характеристиками того курса, на котором обучаются студенты. Студенты первого и четвертого курсов находятся в ситуации либо уже произошедшей, либо скорой смены социального статуса, что сказывается на показателях смысловой сферы, а также на эмоциональном и когнитивном уровнях контроля поведения. Студенты второго и третьего курсов находятся в середине учебного процесса, не подвержены скорым изменениям статуса и выполняемой деятельности, что отражается в значимых ценностях, осмысленности и управляемости жизнью, а также большем уровне когнитивного контроля поведения. Кроме этого, происходят изменения в активных способах преодоления ситуаций, вызывающих негативные эмоции, отражающих показатели эмоционального контроля.

Заключение. Результаты исследования вносят вклад в изучение нравственной активности студентов вуза и могут быть использованы для помощи в адаптации студентов первого курса к учебному процессу, а также для психологической поддержки студентов-выпускников в вопросах будущей профессиональной адаптации.

Ключевые слова

нравственная активность, профессиональное развитие, высшее образование, контроль поведения, ценностно-смысловая сфера, субъект, личность

Основные положения

- найдены различия в нравственной активности у студентов, обучающихся на разных курсах на уровне субъекта и на уровне личности;

- выявленные различия в нравственной активности демонстрируют особенности ценностно-смысловой сферы и компонентов контроля поведения, связанные с курсом обучения;

- названы некоторые аспекты практического применения результатов исследования, связанные с адаптацией к учебному процессу вуза и с будущей профессиональной адаптацией студентов.

Цитировать публикацию

Красник, В. С.  ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА РАЗНЫХ КУРСАХ [Текст] / В. С. Красник, А. О. Ряжкин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 238-256. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.65.99.017.

Библиографический список
  1. Антилогова Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. 2003.
    №2. С. 13-17.
  2. Боровский М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи // Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма. М., 1974. 146 с.
  3. Зайцева И. А. Нравственная активность личности, сущность ее и компоненты // Личность-слово-социум: Материалы VIII Междунар. науч. практ. конф. Минск, 2008.
    Ч. 1. С. 17-21.
  4. Зотов Н. Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. М., 1984. 64 с.
  5. Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4. С. 23 – 25.
  6. Акопова М. А., Баранова Т. А. Формирование личности современного студента как важнейшая задача российского образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия "Гуманитарные и общественные науки". 2013. №2(172). С. 95-111.
  7. Красник В. С., Ряжкин А. О. Различия в нравственной активности студентов-юристов и студентов-психологов // Психология и право. 2019. № 1. С. 1–21. doi:10.17759/psylaw.2019090101 (WoS)
  8. Ряжкин А. О. Нравственная активность личности как система // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. №3. С. 406–419.
    DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-406-419
  9. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция : монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. 352 с.
  10. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2003. 336 с.
  11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. 512 с.
  12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2002. 400 с.
  13. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
    М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464 с.
  14. Газалиев А. М., Егоров В. В., Огольцова Е. Г. Психологические особенности студента и активация его познавательной деятельности // Alma mater. Вестн. высш. шк. 2011. № 8. С. 19-23.
  15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева и др.; Ред. Г. С. Никифоров. СПб: Изд-во СПбГУ. 2001.152 c.
  16. Леонтьев Д. А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл. 2000.18 c.
  17. Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. №5. С. 134-136.
  18. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь. 2004. 70 с.
  19. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями : пособие для врачей и медицинских психологов / Л. И. Вассерман, А. Я. Вукс, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева, Е. А. Трифонова,
    О. Ю. Щелкова, М. Ю. Новожилова; Под ред. Л. И. Вассермана. Санкт-Петербург, НИПНИ им. Бехетерева. 2009. 37 с.
  20. Малка А. А., Чуева Я. Ю. Проблемы трудоустройства молодых специалистов [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум 2012: материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции. 2012. URL: https://www.rae.ru/ forum2012/21/1478. (дата обращения 28.05.2019).
  21. Попова Т. И. Психологические проблем адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. №2. С. 53-57.